ЕСТЬ У КОНЦЕССИИ НАЧАЛО….

Когда то, в далеком 1921 году, в одном молодом государстве правительство решилось на отчаянный, но экономически обоснованный шаг – предложить под сдачу в концессию нефтяные месторождения в Баку и Грозном. Ретроспектива по учебникам истории говорит об очень напряженной и затянувшейся партийно-профсоюзной дискуссии на эту тему, в которую пришлось вмешаться, в том числе, и высшему руководству страны, результатом чего была разработка Основных принципов концессионных договоров.

Спустя 100 лет, в конце 2019го, а именно на одной из пленарных недель сентября, новоизбранная Верховная Рада Украины будет рассматривать, законопроекты «О концессии» в рамках пакета неотложных экономических законов, о чем заявил председатель фракции «Слуга народа» — Давид Арахамия.

www.golos.com.ua/article/321344?fbclid=IwAR2cSwegEp0pagTaGxWQdnXidBaXIAizhG5biGqa5-cRTekK74BbI9-Bs7Q.

Рекомендации заняться этой проблемой, как первостепенной, прозвучали в программной речи Президента 2 сентября 2019 года перед новым составом правительства и руководством парламента. Глава государства подчёркнул необходимость проведения пилотных конкурсов по концессии государственных стивидоров – Николаевского порта «Ольвия» и «Херсонского морского торгового порта» до 1 января 2020 года.

https://cfts.org.ua/news/2019/08/08/zelenskiy_poobeschal_prinyatie_zakon_o_kontsessiyakh_osenyu_54623

Таким образом, экспериментальная концессия двух портов Украины, которую инициировал предыдущий министр инфраструктуры, получила зеленый свет.

Вместе с тем, у специалистов, которые следят за историей этих проектов концессии, а так же у вовлеченных сотрудников госкомпаний, профсоюза порта, херсонских городских и областных чиновников, фискальных органов и органов отвечающих за работу местных инфраструктур, сегодня возникает ряд насущных вопросов.

Один из основных вопросов – когда именно вступит в законную силу новый законопроект «О концессии», и по какому именно законодательству будут проходить концессионные конкурсы Государственного предприятия «Стивидорная компания “Ольвия”» и Государственного предприятия «Херсонский морской торговый порт»?

Ныне действующий Закон Украины «О концессии» вступил в силу в 1999 году и по состоянию на сегодня уже не в полной мере удовлетворяет задачи современности. На данный момент, по информации официального веб-портала Верховной Рады Украины, зарегистрировано 3 законопроекта о концессии, а именно: №8125 от 15.03.2018, №0879 от 29.08.2019 – за законодательной инициативой прошлого премьера Владимира Гройсмана, и №1046 от 29.08.2019 – за законодательной инициативой группы депутатов партии «Слуга народа».

Порядок принятия законов в нашей стране регулируется Конституцией Украины и Законом Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», которые не взирая на «турбо-режим» роботы нынешнего созыва парламента, практически не дают возможности принять с нуля законопроект в ближайшие месяцы. Хотя статья 102 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины» дает возможность принять законопроект за одно пленарное заседание в случае отсутствия к нему замечаний, достаточно маловероятно, что ни один из народных депутатов и других субъектов законодательной инициативы не выступит с критикой и правками.

К слову, во всех предложенных законопроектах есть ряд пробелов, отчасти касательно прозрачности конкурса, в том числе касательно аспектов внеконкурсной процедуры прямых переговоров, возврата регистрационного взноса и оснований для признания конкурса недействительным.

Среди спорных нововведений законопроекта №1046 можно считать применение внеконкурсной процедуры прямых переговоров, исключительно, в случае заключения концессионного договора с существующим арендатором государственного имущества. Кроме того, есть ряд вопросов касательно процедуры выделения земельного участка, а также дополнительная гарантия для концессионеров и кредиторов путем конкретизации процедуры замены концессионера в концессионном договоре.

Так же, есть ряд принципиальных отличий нового законопроекта №1046 от предыдущего №8125. Новый законопроект, в частности, предлагает увеличить нижний порог минимального срока действия концессионного договора с трех до пяти лет (10 лет для сферы строительства автомобильных дорог), уменьшить максимально возможный размер регистрационного взноса для участия в концессионном конкурсе с 500 до 100 минимальных заработных плат. Кроме того, новый законопроект предлагает в обязательном, «не дискреционном» порядке привлекать внешних советников для подготовки проекта концессии в случае, если стоимость ее объекта превышает 250 миллионов гривен.

Законопроект №1046 также конкретизирует механизм участия нерезидента в концессии. Так, предусматривается, что в случае успешного прохождения конкурса нерезидент обязан создать юридическое лицо в Украине, которое будет являться резидентом и выступать стороной концессионного договора.

В свою очередь, специалисты отмечают, что правовое поле в сфере государственно-частного партнерства, в том числе концессий, в Украине существует уже очень давно. При этом неоднократно предпринимались попытки реализовать в форме концессии проекты именно в инфраструктурной сфере, которая, несомненно, является приоритетной для внедрения концессионного механизма. Однако обеспечить должную инвестиционную привлекательность таких предложений и довести их до успешного завершения пока не удавалось.

Кстати, пилотные проекты концессии ГП «СК “Ольвия”» и ГП «ХМТП» были разработаны по действующему законодательству, хотя для полноты картины нужно увидеть в открытом доступе на веб-портале Правительства как минимум распоряжение Кабинета Министров Украины в соответствии с которым Министерству инфраструктуры разрешено проведение концессионных конкурсов портов, а так же согласованы условия этих конкурсов.

https://www.epravda.com.ua/rus/news/2019/08/14/650591/

Увы, на сегодняшний день на веб-портале МИУ отсутствуют соответствующие акты, о подписании которых в свой последний рабочий день со страниц социальных сетей заявлял бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян, так же  нет публикаций  в «Голосі України» и «Урядовому Кур’єрі», как того требуют законодательные нормы.

https://www.blackseanews.net/read/154481

Возвращаясь к анализу законопроектов №1046 и №0879, отдельно стоит отметить, что, согласно их содержанию, они набирают законную силу с момента публикации. В то же время, в соответствии с пунктом 2 Переходных положений законопроектов, концессионные конкурсы, которые были начаты до вступления в силу данного закона, завершаются по процедуре, согласно которой они были начаты.

Поскольку на данный момент отсутствуют опубликованные акты Кабмина о соответствующих распоряжениях Министерству инфраструктуры Украины, официально нельзя считать конкурс начавшимся.

По состоянию на сегодня, такой вид государственно-частного партнерства как концессия, проводятся на основании Положения о проведении концессионного конкурса, утвержденного постановлением КМУ от 12.04.2000 №642. В соответствии с данным актом, после предварительных согласований в правительстве, концессионный конкурс непосредственно начинается с публикации в газетах «Голос України» и «Урядовий кур’єр» соответствующего объявления. Таким образом, на данный момент остается открытым вопрос касательно закона, который будет применяться к будущему концессионному конкурсу портов.

Некую ясность на данный вопрос пролили представители офиса ГЧП «SPILNO» (общественная платформа, которая непосредственно сопровождала внедрение проекта концессии портов «Ольвия» и «ХМТП») которые считают, что объявления о начале конкурсов будут размещены ближайшим временем в официальных источниках. Сама процедура конкурса пройдет по старому законодательству, но инвесторы смогут воспользоваться всеми преимуществами нового закона во время непосредственной реализации проекта после подписания договора.

И еще один вопрос – мнение отраслевых профсоюзов о самой процедуре концессии. Не секрет, что коллективный договор в государственных портах, как и других крупных госпредприятиях, является основополагающим документом, в котором исчерпывающе прописаны права работников порта на труд и достойную оплату со всеми социальными пакетами. Профессия докера (как основы трудового коллектива порта) — востребована и высокооплачиваема даже по меркам областных центров юга Украины. Диалог с ними будущего работодателя, напрямую или через профсоюзы, это часть правильно выстроенной стратегии любого предприятия портовой отрасли. На предварительных этапах внедрения концессии вопросы, касающиеся прав трудового коллектива морских портов, безусловно, обсуждались с профсоюзными организациями. Таким образом, будем надеяться, что гарантии прав работников портов, которые находят отображения в технико-экономическом обосновании проекта концессии, будут отображены в окончательной конкурсной документации и будут непосредственно реализованы на практике.

В целом, хочется быть уверенными в том, что как и 100 лет назад,  наш курс на концессию портов, объявленный на 25 тую годовщину независимости Украины, будет показательно успешным, быстрым и убедительным, а средняя зарплата, например, сотрудника порта превысит 15 тысяч гривен (планка 1-го полугодия 2019 года), кроме этого концессия  поспособствует увеличению налогов и сборов до 100 млн. гривен ежегодно, которые государство будет получать от деятельности одного лишь «Херсонского порта», а не наоборот. Так же, будем надеяться, что при удачном внедрении пилотного проекта концессии, Херсонский морской торговый порт будет продолжать работать на максимуме своих мощностей, перегружая до 3,00 млн. тонн грузов ежегодно, а не 1,360 млн. тонн, как это запланировано в предварительной концессионной документации, а иначе все это потеряет свой экономический смысл.

Публикация разработана при участии Председателя первичной профсоюзной организации Херсонского морского торгового порта Валерия ТЕРНАВСКОГО и специалистов Адвокатского объединения «КАНОН». В статье использованы комментарии проектного  офиса ГЧП «SPILNO»   и специализированных интернет ресурсов.

Вернуться к списку новостей